- А можешь сделать мне реплику Азарта, но с крутой рацией внутри
-Да, могу, что конкретно нужно внутри, какие сроки, в какой бюджет надо уложиться?
-О, круто, сможешь.... (и исчезает)
Или
- Запили в даммик PRC-149 что-то серьезное, типа ICOM, c антуражной антенной, предусилителем микрофона...
- Выйдет в .....
- Не понял, почему так дорого-то? Это же ненамного дешевле TRI.
- У меня рация есть и даммик 148, запилишь?
- Надо сделать аутентично, с крутилками, прочим?
- Да не, просто врезать, вот так (кидает ссылку)
- Нет, такое мне не интересно.
- (обиженно) Но там же элементарно, я бы и сам сделал...
- Сожалею, но такое мне просто не интересно.
- Ненормальный, я-ж денег плачу...
Такие и аналогичные диалоги периодически возникают в личке. Постараюсь разобрать, почему уникальные, кастомные изделия выходят так дорого и прочие смежные вопросы.
Стоимость комплектующих
На самом деле это вроде и не главная статья расходов, но почему-то все забывают, что оптовые и розничные цены порой отличаются на порядки. Особенно какие-то не очень ходовые детали.
И все бы ничего, но при покупке 1й штуки нарываешься на: 1) приличную стоимость одной штуки (продавцу надо заложить в цену стоимость работ по логистике, упаковке и транспортировке до службы доставки), 2) стоимость доставки, которая целиком и полностью войдет в конечную стоимость приобретения детали.
Да, можно купить 100 шт. Цена может уменьшиться в десять раз, стоимость доставки вырастеть в полтора-три раза, но в пересчете на деталь значительно уменьшится.
Вопрос: куда девать оставшиеся 99 штук?
Кроме этого, есть такая штука как "соответствие оригиналу" и тут уж ничего не поделаешь, надо брать максимально похожее или 100% такое же. К примеру, вывод кабеля Пульта Управления радиостанции Азарт.
Вроде ничего сложного, стальной вывод, с уплотнителем и пружиной защиты от перегибания кабеля. Аналогов искал - не нашел.
Конкретно данный "лот" продаётся десятком. Стоимость с доставкой - 3000 р. Вроде бы, 300 р/шт не так и дорого за одну деталюшку. Но потом начинается - кабель, разъемы (а в случае Азарта это заказывать платы с золочением у китайцев)... Даже если когда-то "потом" это пойдёт в дело, приличное время это будет валяться занимать место и отнимать средства.
И ровно сколько надо хрен купишь, так почти со всеми деталями. Держать их в ассортименте в рассчете "да ничего, еще закажут" - это чересчур оптимистично, у меня такого добра полный стеллаж.
Стоимость проектирования
Кроме того, что надо купить детали, надо еще и потратить уйму времени на проектирование. И это не только внешний корпус или размещение в даммике. Это почти всегда (если бы не делаем говноизделие из готовых блоков) разработка электроники и часто еще и написание программы для микроконтроллера.
Даже если исключить затраты на этап прототипирования, это все равно десятки часов. Часть я еще как-то могу "списать" на личностное развитие, удовольствие от разработки. Но все же я делаю не себе, а кому-то другому и хочется не просрать время впустую, получить хоть частичную компенсацию.
За пару дней работы по специальности я получаю гораздо больше прибыли с одного кастома. Ну это так, нытьё....
Стоимость сборки
Это как время, так и обычные деньги. Деньги, в основном, за счет того, что при сборке единичных изделий однозначно какие-то части (проводку, монтажные детали) неизбежно придётся переделывать.
Время - это и подбор точного положения, и последовательности монтажа. Да и, как правило, штучные изделия это не серийная продукция, ориентированная на компонентную сборку.
Стоимость отделки
Если продукт изготавливается в заводских условиях, то вопрос качества внешки решается подбором материала/шлифовки/покраски. Но решается один раз для всей партии продукта.
В штучном внешность можно достичь только другими способами. То есть это, как правило, либо приобретение готового дамми (однако органы управления надо приживить вручную, а потом еще отшлифовать обработанные детали), либо изготовить методами 3д печати.
Последнее, если речь о печати прутком, требует последующей обработки: первичной шлифовки и дефектовки, шпатлевания, грубой шлифовки, финишной шлифовки, грунтовки и покраски. Очень даже не быстрый способ и на 80% ручной.
Это если корпус не слишком сложный, сложные может повести в процессе печати и расходы на саму печать будут неприятными.
Печать фотополимерами не в пример проще. Напечатал, прошелся шкуркой, покрасил. Но там и стоимость материала отличается на порядок.
Дешево качественно красиво быстро - выбери два
Следствие всего этого: невозможно совместить все четыре цели - дешево, красиво, качественно, быстро.
Для дешево надо делать из говна и палок, самым простым способом. Получится 100% уродливо или ненадёжно, или долго (если искать детали на вторичном рынке сэкономить можно, но это сложная задача).
Для качественно нужны хорошие детали, тщательная аккуратная сборка плюс усилия при разработке. Это однозначно не дёшево и не быстро. А если быстро, то вообще без вариантов - дорого на одних комплектующих.
Красиво - либо используем готовые решения и аккуратно (тщательно и качественными материалами) дополняем/изменяем где надо. Ну и дешево из-за обилия труда сделать можно только ценой начинки и неопределенных сроков (делать параллельно с чем то).
Быстро - тут просто понятно, что для быстро надо положить на всё остальное. Задёшево это никто не будет делать и придется принести в жертву красоту (положить на внешку), либо монтаж будет тяп-ляп.
Итог
Согласен, всё это выглядит как "плач Ярославны", но лично для себя я решил:
- Если клиент не знает что именно он хочет получить - не браться при любых прочих;
- Если клиент выбирает вариант "дёшево" в ущерб остальному - не браться, я не буду делать дерьмо в любом случае;
- Если просят сделать то, что уже (точно такое же) делается другими - не браться, т.к. мне не интересно повторять за другими, я вполне способен делать то, что не могут делать другие;
- Если задача не интересная - не браться, т.к. задача не интересная. В кастоме обязательно должен быть вызов.
Почему я могу себе позволить такую разборчивость? Просто я совсем другим зарабатываю.
0 Комментарии