среда, 17 августа 2016 г.

Из опилок и г-на: съемник пиньона мотора из подручных материалов

Пришлось тут оживлять один агрегат с нестандартным мотором (средней длины). В наличии были только моторы SRC без хитрой детальки на оси:


Как видно по фото, у мотора SRC отсутствует этот самый "воротник" (или это жабо?), поэтому надо было перекинуть его со старого мотора на SRC. Но для этого надо снять и поставить обратно пиньон. Пришлось делать съемник из подручных материалов...



Итак, задача - выпрессовать пиньон (снять со оси) на обоих моторах, переставить деталь на новый мотор, поставить назад пиньон нового мотора. Второе делается элементарно тисками (сжатие), а вот снять пиньон можно только приложив давление на ось мотора...

Съемник пиньона

Так как покупать готовый съемник было некогда, пришлось сделать самому.

Основа - большущая гайка. Сначала я просверлил в ней сквозное отверстие 4.2мм (в двух гранях гайки), получаем два отверстия в каждой из них. В одном отверстии нарезал резьбу М5:


Во второй грани рассверлил отверстие до 7мм (диаметр пиньона в цилиндрической части). Отверстие пришлось "дорезать", чтобы можно было заводить туда мотор:


Вид сверху:


Как видно на фото, потом внутри была выбрана плоская площадка для того, чтобы на неё опиралась шестерня.

Далее, "давилка". Надо выдавливать ось диаметром примерно 3мм, но диаметр болта 5мм, поэтому был опробован вариант проточки болта до примерно 2,8мм на конце. Такой вариант не прокатил, так как тонкая часть при выпрессовке просто согнулась.

Поэтому, был взят другой болт и в нём на оси высверлено глухое отверстие 2,5мм (где-то 5мм в глубину) и в него вставляется "давилка" - отрезок хвостовика фрезы от борамашины. Весь комплект приобрёл следующий вид:


Тут же на фото видны две "жертвы" применения данной давилки.

Использование съемника

Душераздирающее зрелище:



  1. Вкладываем пиньон в прорезь на болте.
  2. Вкладываем давилку в болт.
  3. Вставляем болт в отверстие с резьбой и вкручиваем, направляя давилку в торец оси.
  4. Затягиваем болт, контролируя правильно ли он идёт (давилка толкает ось). Когда ось начнет выдавливаться, дальше уже давилке некуда будет деваться и всё пойдёт само.
  5. Продолжаем затягивание, пока мотор не отвалится.
Видно на фото - можно зажать съемник в тисках, тогда снимать будет проще (накидываем ключ и вращаем его).

Ставим пиньон обратно

Для начала надо частично разобрать мотор - снять ему заднюю часть. В примере мотор с креплением задней части на винтах, в базовых моторах придётся разжимать "уши". Снятие делается в обратной последовательности по отношению к установке (см. ниже).

После этого можно ставить пиньон. Просто наживляем пиньон на ось и зажимаем тисками:


Далее, ставим обратно заднюю часть мотора, для чего первым делом наживляем заднюю крышку и фиксируем её (в моём случае крышка входит глубоко, можно это последним действием сделать).  

После чего вставляем одну щетку мотора:


Далее проводник пропускаем в прорезь целиком, аккуратно и заводим его в вырез над гнездом щетки:


Обратите внимание, проводник заводим в эту прорезь аккуратно, без разлохмачивания и обрывов:


Надеваем пружину на ось пружины, заводим закругленную часть в прорезь, она будет прижимать щетку к коллектору:


Заводим второй конец пружины в прорезь поверх проводника (дополнительно обеспечивает контакт):


Повторяем для второй щетки.  Мотор собран.

Если пережали

В моём случае, при переносе этого "воротника" на новый мотор произошло нехорошее - при поджатии пиньона пальцем (как он будет поджиматься в приводе) он начинал упираться в "воротник" не дойдя до опорного подшипника в задней крышке.

Решение элементарное - слегка выпрессовываем давилкой ось, отодвигая пиньон на оси, пока при прижатии пальцем (до упора) этот "воротник" не начнёт свободно вращаться (не появится зазор между "воротником" и пиньоном).