воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Вонюче-смазочные материалы. Часть 1: инструменты, растворители и лако-красочные материалы.

Вот, решил поделиться чем пользуюсь, почему, для чего это надо и как это применять. Описывать буду только то, чем сам пользовался.



При эксплуатации, ремонте и обслуживании техники встает целая толпа всяких требований, поэтому накопилось много всякой химии и сопутствующего инструмента.
Попробую разбить это дело по группам и в несколько постов рассмотреть.

Инструменты.

В общем, при работе с растворителями и краской нужны всякие мелкие средства для их нанесения.
Как ни странно эти полезные штуки можно купить в магазинах косметики.


Ватные палочки для ушей. Незаменимая штука. Беру большие пачки Bella и кругленькие пеналы Johnson's Cotton Buds - последними и оптику можно чистить. Идут как правило для чистки труднодоступных мест (вкупе с растворителями) и нанесения разных материалов. Платы тоже от флюса отмывать удобно именно этими палочками - можно набрать растворителя и елозить с приличным нажимом.


Ватные диски. Также полезны при отмывании всяких штук. Хорошо впитывают растворители и легко брать новые диски грязными руками. В общем, также незаменимы, но уже для больших площадей.

Кисточки. Надо иметь несколько - мягкая беличья или колонок для обтряхивания грязи с оптики, средней жесткости для подкраски. Ну и жесткие - для чистки прилипших частиц и прочего.


Зубные щетки. Незаменимы для чистки механизмов. Поливаешь шестерню растворителем или еще чем-то и шоркаешь щеткой (подложив тряпочку, разумеется). Лепота…


Бамбуковые палочки для еды. Те самые, которые одноразовые, самые дешевые. Хороши для изготовления всяких ковырялок и прочего. Если обрезать такую палочку, чтобы длина была где-то сантиметров пять, то получаем щадящую выколотку/выбивалку, особенно если лупить киянкой, а не молотком.


Аэрограф. Шикарное средство нанесения краски. Очень точный контроль за нанесением, но большие объемы красить ОЧЕНЬ тяжело. Подмываю о приобретении малого краскопульта для окраски приводов.


Очки защитные. Просто обязательная штука при покраске и работе с пыльными материалами. Для болгарки предпочитаю всё же защитный прозрачный щиток, ибо наловить в морду искр весьма неприятно.


Респиратор обычный. Для всяких точительных-строгательных работ, причём предпочитаю раскошелиться на 3M'овские, они не намного дороже обычных. Желательно брать с дыхательным клапаном (как на фото выше), реально проще в нём находиться.


Респиратор с угольным фильтром. Бывают со специальными фильтрами от растворителей, надо обязательно брать их для покрасок и работы с растворителями. ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ нужная штука при покраске. Запасные фильтры обязательны к приобретению, лучше сразу два-три комплекта, они не такие дорогие (если речь не о 3M, они как раз дорогие). У меня уходил комплект фильтров на окраску привода и обвеса, менял как только повышалось сопротивление на вдохе.


Перчатки нитриловые. Продаются в аптеках, ядерного аквамаринового цвета. Помогают при работе с химией, так как являются химически-стойкими. Всякие латексные тоже хороши, но от некоторых растворителей смешно "раскукоживаются" и увеличиваются в размерах, при этом становятся жиденькими на ощупь. Виниловые тоже можно, но они-то реально одноразовые: сколько ни пробовал, а снять их целыми не удаётся, а если и удаётся, так второй раз не наденешь. В общем, нитриловые еще с фотографических времён выручают.

Растворители.

Нужны как для разбавления краски при покраске, так и для очистки и обезжиривания поверхностей.

Изопропиловый спирт. Основная расходная жидкость, так как достаточно чистый даже для промывки оптики и вместе с тем достаточно невонючий, чтобы применять в непроветриваемом помещении.
Отлично смывает всякую грязь, остатки смазки, остатки наклеек (с тампоном). В общем, штука незаменимая. Покупаю литровыми бутылками, разливаю по необходимости. Очень удобно заливать в жестянки от бензина для зажигалок.
Иногда, когда есть такая возможность, покупаю в фирмах поставок химикатов более чистый (ХЧ), который идёт для оптики.


Бензин.  Беру тот, что для зажигалок Zippo, так как очень удачная и чистая смесь. На фото близкий аналог, тоже подойдет. Бензин и спирт хорош и для очистки всякого, а в смеси 1:1 получаем спирто-бензин, работающий еще лучше, чем каждый из них по-отдельности.
Пока что лучше емкости, чем родная жестянка не нашел.


Растворитель 646. Как бы классика растворителей. По крайней мере был таким, пока производился по ГОСТ. Как только запретили толуол - стал галимым унылым гавном. Пахнет не так, отмывает хуже. Есть ли в составе толуол не знаю, но вот по времени совпадает.
Использую как растворитель для всего подряд, но когда есть хоть какая-то вентиляция, иначе он ужасен. Хорош как основа для раствора канифоли. Также хорошо смывает тонер при лазерно-утюжном изготовлении плат. Короче, универсальный растворитель на каждый день.
Неплохо чистит от грязи, особенно некоторые сорта пластика, которые медленно растворяет оживляет очень неплохо, главное долго не тереть, а делать всё в один проход.


Ацетон. Вторая классика. ОЧЕНЬ хорошо обезжиривает поверхности перед покраской. КРОМЕ ПОЛИСТИРОЛА, который в нем мгновенно растворяется и образует потёки. Его лучше обезжиривать чем-нибудь другом.
Также неплохая основа для раствора канифоли. Ну и разбавлять цапон-лак до нужной кондиции тоже обязательная вещь.


Универсальный растворитель. Последнее приобретение. Вроде тоже ничего так работает, но большого опыта пока что не наработал с ним. Нитроэмали очень неплохо разбавляет (под аэрограф).


Лаки.

Когда надо что-то защитить от непогоды (или просто защитить) - самое первое дело.


Цапонлак. Банальнейший нитролак - прозрачная желтоватая жидкость с запахом ацетона. Водится в хозяйственных магазинах. Годится для защиты электрических соединений и плат. Очень удобно хранить во флакончике от лака для ногтей, тогда в комплекте получается еще и кисточка для нанесения.
Для контроля толщины слоя можно добавить туда краситель. Хоть пасту от авторучки. Предпочатаю брать готовый крашеный на радиорынке (лень). Один минус - эта сволочь при перепайке защищенного контакта жутко воняет и засирает жало паяльника.


Лак Plastic71. Водится в промэлектронике. Жидкий нитролак с ультрафиолетовым индикатором - при подсветке ультрафиолетом слабо светится, что позволяет оценить толщину защитного слоя. Тоже нужен для защиты пакет и плат. Более жидкий, чем цапонлак, хорошо наносится ушными палочками с ватой.



Лак в аэрозоле Urethane - полиуретановый лак. Воняет уайт-спиритом и долго сохнет (причём воняет он еще долго), но он того стоит. Шикарное средство защиты электроники от влаги и злобных паров/солей. 


Краски.

Ну, тут понятно - чтобы перекрасить что-то в другой цвет, навести камуфляж или просто подновить ободравшиеся места. На самом деле использую мало что.


Маркеры для подкраски оружия от Birchwood-Casey (у них много хитрой химии). По конструкции как лаковый маркер, но внутри хорошая нитрокраска. Бывают матовые и глянцевые, у меня матовый. Я его, правда, не для оружия применяю в основном, а оптику изнутри чернить, для уменьшения внутренних переотражений и бликов. Не очень дешевое удовольствие, но весьма полезное. 


Лаковые маркеры. Водятся в канцтоварах, представляет собой баллон с краской и стержень как у маркера. Надавливаешь на стержень, он открывает клапан и стержень пропитывается лаком. Используется для пометки магазинов и приводов, его же можно пытаться применить для восстановления маркировок после окраски (с переменным успехом). Дешево и сердито.


Средство для чернения алюминия от Birchwood-Casey. Не совсем краска (или совсем не краска), но алюминий уговаривает стать чёрным. По идее это "химическое анодирование" - покрытие окислом с окраской этого окисла в глубокий черный цвет. В общем, химическая хрень, поэтому результат напрямую связан от качества обезжиривания поверхности. Для нормального результата надо серьезно кипятить зачерняемую деталь в щелочном обезжиривающем растворе. Точный оттенок будет зависеть также от состава зачерняемого сплава.


Краска модельная Tamiya. Использую для окраски оружия в камуфляж и для исправления косяков производителей в плане несоответствия цвета оригиналу. Бывают двух типов:
  • Акриловая, на фото слева, бОльшая банка. Разводится изопропиловым спиртом или водой (хуже), наносится аэрографом или кисточкой. Бывает и глянцевая, и матовая, даже матовый пигмент есть для перевода глянца в сатин или матовый, причём оттенков реально дохрена. Одна беда - низкая прочность покрытия, обязательно надо несколько слоёв лака поверх накатать. Снимается очень легко - спиртом.
  • эмаль, точнее нитроэмаль, на фото справа. Банки слишком маленькие, неудобные. Сохнет быстро, разводится до нужной консистенции (в емкости очень густая дла аэрографа), для чего я использовал "универсальный растворитель". Ложится очень неплохо, можно получить шершавую поверхность распыляя издалека. Недостаток - цена.

Краска для граффити Montana Gold в аэрозоле, весьма хорошо ложится и держится, но фактура не матовая а какой-то полусатин. Вот поверх неё всякие другие краски изумительно ложатся, так что могу смело порекомендовать как базовый слой. Как один из плюсов - наличие дикого ассортимента колпачков для распыления с разными факелами.


Оружейная краска Duracoat. В наборе краска, отвердитель, очиститель и распылитель с порцией сжатого воздуха. Из экономии покупал только краску, а не набором. Дюракоат является специальной краской, разработанной для окраски оружия. Является двухкомпонентной, то есть перед окраской надо смешать два компонента - краску и отвердитель, после чего есть часов пять на окраску оружия. Через две недели схватывается в цельное полимерное покрытие. Очень хорошо ложится, но красить даже с толстым соплом аэрографа очень тяжело, надо покупать краскопульт. Дорогое удовольствие. Хотя, если пересчитать - то  примерно как эмаль тамия выходит.

Но несмотря на сложности результат окраски дюракоатом меня порадовал:


Самое главное - дюракоат не замылил мелкие детали на оружии, рукоятках и накладках.

Продолжение следует.